Новикова Анастасия Сергеевна, инструктор по физической культуре
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»Актуальность выбранной темы В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшение работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием педагогических условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности. Н. А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. У детей дошкольного возраста особенно важно сконцентрировать внимание на развитии ловкости, так как именно на этапе дошкольного возраста закладывается фундамент его будущей жизни. Е. Н. Вавилова, В. И. Усаков, Д. В. Хухлаева считают, что развитие ловкости значительным образом влияет на развитие умственной деятельности ребенка. Осокина Т. И. полагает, что ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность соответственно возникающим по ходу деятельности неожиданным условиям и овладевать новыми движениями. По мнению Матвеева Л. П. ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Проанализировав на занятии физической культуры, развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что физкультурно-оздоровительной работе с детьми, необходимо уделять больше внимания. Миронова Р. М. отмечает, что игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств: ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу. Согласно взглядов Кузнецова В. С., Филлиповой С. О., Холодова Ж. К., Пономарева Г. Н., Осокиной Т. И., Запорожца А. В., Ефименко Н. Н., Сидоровой Т. Б., Аркина Е. Н., Пензулаевой Л. И., Ториева А. Ш., Ерастовой А. П., Лесгафта П. Ф. игровые упражнения и подвижная игра с мячом является эффективным средством развития ловкости, так как отвечает возрастным психофизиологическим особенностям и потребностям детей; играет важную роль в формировании личности ребенка. Для выявления особенностей ловкости у детей старшего дошкольного возраста мной были проведены тесты, которые выявили уровень развития ловкости детей. В своей работе я использовала методику М. А. Руновой, которая включала тесты на определение уровня развития ловкости: 1. тест «Подбрасывание и ловля мяча; 2. тест «Отбивание мяча от пола»; 3. тест «Ведение мяча правой и левой рукой с продвижением вперёд, бросок мяча в корзину». Количественно-качественная обработка результатов проводилась на основе показателей оценки Шорина Г. А. Итак, процент детей среднего уровня, составил 64%. Дети среднего уровня характеризуются тем, что ловкость как психофизиологическое качество развито у части детей, они справляются с координационной нагрузкой двигательной задачи, но допускают ошибки при выполнении этой задачи, выполняя лишние движения. У детей присутствует интерес к манипуляциям с мячом. Дети, которые отнесены к низкому уровню 36% характеризуются тем, что допускали много ошибок, хотя интерес к манипуляциям с мячом тоже присутствовал, дети не смогли справиться с нагрузкой координационных движений, прибавляя лишние, что повлияло не хорошо на качество выполнения задания. Выводы, сделанные на основе результатов теста, позволяют строить работу по развитию ловкости Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных знаний о мяче и совершенствованию умений и комбинаций с ним. Цель: разработать педагогические условия, включающие этапы и условия развития ловкости в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Определить содержание, этапы развития ловкости детей старшего возраста. 2. Разработать условия обучающей работы по развитию ловкости детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе. ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
Приложение Игры с мячом 1 стадия. Базовые операции с мячом 1. С руки на руку: Перебрасывать мяч с одной руки на другую, помогая кончиками пальцев. Сначала невысоко, затем выше. 2. Подбрось-хлопни-поймай: Подбросить мячик правой рукой, хлопнуть в ладоши и той же рукой поймать мяч. То же левой рукой. 3. Вокруг шеи: Катать мяч вокруг шеи, передавая с одной руки на другую, помогая пальцами. 4. Вокруг туловища: Катать мяч вокруг туловища, передавая его с руки на руку, энергично перебирая пальцами. Сначала в одну сторону, затем в другую. 5. По ногам (можно сидя): Наклоняясь вперед, катить мяч по правой ноге вниз, перебирая пальцами обеих рук. Тем же способом выпрямиться. Повторить то же упражнение с левой ногой. 6. Вокруг ног: Наклоняясь вперед и выпрямляясь, катить мяч вокруг правой ноги, перебирая пальцами обеих рук. То же вокруг левой ноги. 7. Под ногой: Встать прямо, мяч в правой руке. Поднять вперед правую ногу, согнутую в колене и переложить под ней мяч в левую руку. Выполнить то же в другую сторону. 8. Бросок под ногой: Встать прямо, мяч в правой руке. Поднять вперед правую ногу, согнутую в колене и, подбросив мяч под ногой, поймать его левой рукой. Выполнить то же упражнение в другую сторону. 9. Подбрось-поймай: Подбрасывать и ловить мяч правой рукой, затем левой. 10. Повороты рук: Подбрасывать мяч с ладони на тыльную сторону руки и обратно. Сначала правой рукой, затем левой. 11. Массируем ножки: Катать мячик стопой одной ноги, затем другой. 12. Между стоп: Сидя на полу, катать мяч между стоп. Ноги можно поднимать и опускать. 13. Сбей кеглю. Играющие становятся в шеренгу за линию, в 3-5 м, от которой находятся кегли по числу детей. (У каждого играющего по два средних мяча.) Нужно сбить кеглю мячом, прокатывая его по полу. Тот, кто не попал в кеглю первым мячом, прокатывает второй мяч. Затем по сигналу все играющие ставят кегли на место, собирают мячи и возвращаются и в исходное положение. Игра продолжается. Каждый играющий подсчитывает, сколько раз он сбил кеглю. Указания. Мяч можно бросать, прокатывать, ударяя по нему ногой. 14. Брось за флажок. Дети стоят в 2 шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи. Спереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мячики из-за головы одной рукой, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает сколько игроков забросили мячи за флажки. Затем поднимают мячи, предают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравнивают результаты. Указания. Можно передавать своей паре перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мяча, так как после падения он может укатиться. Результат броска отмечается по месту падения. 15. Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Педагог: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри! 16. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!» 17. Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» Цель: закрепление умения ориентировки в пространстве, развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи. Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Педагог предлагает ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой. 18. «Мяч в стенку». Играющие небольшими группами располагаются перед стенкой (заборчиком) на расстоянии 3—4 м. Каждый в произвольном темпе выполняет упражнение — отбивает мяч о стенку попеременно правой и левой ногой. 19. «Гол в ворота». Несколькими предметами обозначают ворота. На исходную линию (на расстоянии 4—5 м от ворот) выходят игроки и стараются точным движением забить мяч в ворота, упражнение выполняет следующая подгруппа детей. 2 стадия. Углубленное разучивание действий с мячом 1 «Точно обведи». Воспитатель ставит по всей площадке (врассыпную) различные предметы — кубики, набивные мячи, бруски. Дети, отбивая мяч ногами, проводят его между ними. 2. Школа мяча. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой. Ударить мяч о землю и поймать его одной рукой. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши (1-3 р.) и поймать его двумя руками. Ударить мяч о стену и поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, после того как он упадет на пол и отскочит, поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать его одной рукой. В парах: ударить мяч о стену так, чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать его. Ударить мяч о стену снизу вверх и поймать его. Ударить мяч о стену, бросив из-за спины, из-за головы, из-под ноги, из-под руки, и поймать его. 3. «Быстро за мячом». Игроки строятся в шеренгу перед натянутой сеткой (шнуром) на расстоянии 0,5 м. Бросив через нее мяч, они быстро проходят под сеткой и ловят его после отскока от земли. Затем задание выполняет вторая шеренга игроков. Побеждает команда, выполнившая упражнение с меньшим количеством штрафных очков (не пойман мяч). 4. «Успей поймать мяч». Играющие становятся в 3—4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 2—2,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч игроку, стоящему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не займет снова место во главе колонны. Побеждает команда, быстрее закончившая игру. (Если ребенок не поймал мяч, водящий подбирает его и бросает еще раз). 5. «Обгони мяч». В игре участвуют 2—4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг, у одного из игроков (водящий) — мяч. После сигнала воспитателя водящий отдает мяч игроку, стоящему справа и бежит влево. Обежав круг, он возвращается на свое место. Ребенок, получивший мяч, так же передает его стоящему справа и т. д. (Второй игрок начинает движение, когда первый займет свое место.) Игра продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг и мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру. 6. «У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см. После сигнала воспитателя игроки перебрасывают мячи на площадку противника. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей. 7. «Мяч — водящему». Дети делятся на 4—5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков группы (1—3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая меньшее количество раз уронит мяч или быстрее закончит игру. 8. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец» Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве. Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи. Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. 9. Веселый мячик Цели игры: • формирование правильной осанки; • укрепление мышечного аппарата стоп; • развитие внимания, ловкости. Оборудование: мячи размером с ладонь, стулья. Ход игры. Игроки стоят на расстоянии 1 м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново. 10. «Кто быстрее» Посередине зала лежит мяч. Двое детей стоят рядом с мячом, спиной друг к другу. Напротив каждого ребенка (на расстоянии 4-6 м) стоит ориентир. По свистку дети обегают свой ориентир, прибегают обратно к мячу и дотрагиваются до него рукой. Кто быстрее дотронулся, тот и выиграл. Варианты: 1. Можно играть командами. 2. Прибежав, поднять мяч над головой. 3. Прибежав, надо сесть на мяч и т.п. 11. Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 3 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает. 12. Лови, убегай. Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он бросает мяч ребёнку, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Когда воспитатель бросает мяч вверх, то все убегают в заранее условленное место. Воспитатель старается попасть в убегающих. После этого все снова встают в круг. 13. Передай мяч. Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи мяча: а) над головой; б) справа (или слева); в) внизу между ног; г) в положении сидя на полу или на скамейке. 3 стадия. Совершенствование действий с мячом в играх и упражнениях 1. Пройди с мячом. Для игры нужны ракетки настольного тенниса и маленькие мячи. Четверо-пятеро детей кладут мячи на ракетки, держа их одной рукой (можно вначале придерживать мяч другой рукой), идут до условной черты (расстояние 2-3 м), затем берут мяч в руку, бегом возвращаются обратно, передают ракетки и мячи следующим игрокам. Усложнение: а) первую часть задания выполнять бегом; б) держать ракетку двумя руками. 2. Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. 3. Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает. 4. Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно. 5. Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами. 6. Вызов номеров. Две равные команды встают за линией друг противна площадке. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков. 7. Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее. 8. Охотники и зайцы. На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя. 9. «Поймай мяч». Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он меняется местами с ребенком, бросившим мяч. Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, например, вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и т. д. 10. «Мяч — капитану». Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок (или обруч), нарисованный у дальнего края чужой площадки. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану. Мяч можно вести одной рукой, передавать друг другу, но нельзя бежать с ним в руках. 11. «Стой»! Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим, игра продолжается. 12. «За мячом». Дети образуют несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, между которыми расстояние 2—3 м. Игрок, стоящий первым в одной из колонн,— водящий. После сигнала он передает мяч первому игроку из второй колонны, а сам бежит в конец этой колонны. Ребенок, получивший мяч, также передает его игроку противоположной колонны и занимает место в конце этого ряда. Игра продолжается, пока все игроки вернутся на свои места, а мяч окажется у водящего. (Чтобы дети правильно поняли, куда они должны встать после передачи мяча, педагог объясняет, что передвигаться нужно за мячом, по тому же направлению.) 13. «Займи свободный кружок». Все дети, за исключением водящего, становятся в кружки (или обручи) диаметром 50 см, начерченные на земле в разных местах на расстоянии 1,5—2 м один от другого. Находящиеся в кружках дети перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий находится между игроками и старается поймать мяч на лету или коснуться его рукой. Когда водящему удается это сделать, воспитатель дает свисток. По свистку игроки меняются местами, водящий в это время старается встать в один из кружков. Кто не успеет занять место в кружке, становится водящим. Игра продолжается. 14. «Ловец с мячом». Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них — водящий. Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшем — ребенок, хорошо владеющий мячом. 15. «Ведение мяча парами». Дети делятся по двое, у каждого игрока — мяч. Один ребенок свободно передвигается по площадке, другой — водящий. Его цель — не роняя мяч, коснуться рукой товарища по игре. Когда ему это удается, игроки меняются местами. После того как водящий коснулся своего товарища, он должен продвинуться на 5—6 шагов вперед, и только тогда другой игрок может начать его ловить. 16. «Передай мяч». Играющие строятся в четыре колонны (расстояние между детьми не более одного шага). В руках игроков, стоящих первыми, мяч большого диаметра. По сигналу воспитателя (свисток, удар в бубен) они передают мяч двумя руками снизу (между ног). Как только игрок, стоящий в колонне последним, получает мяч, он быстро бежит, встает впереди колонны и передает мяч снова. Побеждает команда детей, выполнившая задание быстро и правильно. Воспитатель отмечает команду-победителя. Игра повторяется 2—3 раза. 17. «Охотники и утки». Играющие делятся на две равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями. Заключение Мною был составлен план работы по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом», включающий этапы (1 - Базовые операции с мячом, 2 - Углубленное разучивание действий с мячом, 3 - Совершенствование действий с мячом в играх и упражнениях) с использованием разнообразных форм работы с родителями и педагогами в дошкольном образовательном учреждении. Эта система доказала плодотворность повышения уровня развития ловкости у детей. Контрольное исследование выявило положительный уровень развития у детей: высокий уровень – 43 % детей, средний уровень – 57 % детей, низкий уровень отсутствует. Дети хорошо научились ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, быстроту реакции, стали более уверенными, стали стремиться к лучшему результату, реализуя в процессе подвижных игр и игровых упражнений свои навыки и умения, проявляя творчество. Таким образом, влиянии на развитие ловкости следующих педагогических условий подтверждена: систематического включения игровых упражнений и подвижных игр в работу с детьми 5-7 года жизни, специально подобранного оборудования, работу с родителями и педагогами. Цель достигнута. Задачи решены и определены дальнейшие направления физкультурно-оздоровительной работы: развитие ловкости в системе физического воспитания; расширить круг возраста дошкольников для работы: составление системы работы для младшего, среднего возрастов дошкольников, определить ее направления и пути. Таким образом, мы можем с полной уверенностью повторить еще раз слова создателя системы общественного дошкольного воспитания и основателя первых садов Фридриха Фребеля, он говорил что: Мяч является средством всестороннего развития ребенка - дошкольника. Друг веселый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть! Литература: 1.Баскетбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие [Текст] / Под общей редакцией Тригорлова В. В. 2007. 2.Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 3.Воронцова, О. Игровые приемы [Текст] / О. Воронцова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. – 57-59. 4.Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 4. – С. 29-33. 5.Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя [Текст] / Р. М. Миронова. – Минск: Нарасвета. 1989. 6.Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. – СПб.: Питер, 1998. 7.Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1978. 8. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л. И. Пензулаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 3 с. 9.Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. – М.: Айрис-Пресс, 2000. 10.Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. [Текст] / Автор-составитель Э. Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-синтез, 2011. – 144 с. 11.Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. 12.Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] / Под редакцией С. О. Филлиповой, Г. Н. Пономарева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г. 13. Утробина, К. К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОУ [Текст] / К. К. Утробина. М.: Гном, 2015. – 152 с. 14. Хухлаева, Д. В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Д. В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1976. 27 февраля 2023 в 17:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.