Новикова Анастасия Сергеевна, инструктор по физической культуре
Консультация для родителей «Как организовать игры с мячом в семье»Ведущая деятельность ребенка игровая. Это значит, что именноигра в большей степени влияет на общее развитиемалыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными,когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезныенавыки. К сожалению,умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы самистановимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили большевсех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партерами в играх,заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, вносили в нашу жизнь радость… Средиразнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Многиеродители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой:можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокойподвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится«непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячомявляются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предметлюбим детьми ещё и потому, что «созвучен» им – такой же прыгучий, «заводной»,мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Как же организовать игры с мячом в семье? Во – первых, в условиях помещения игры должны быть организованывзрослыми. Во – вторых, взрослые должны быть непосредственными участникамиигры, партнерами малыша. В – третьих, играм с мячом на улице следует уделить особоевнимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах,платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требуетуважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умногоподхода к её использованию. Мяч таит всебе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоциональновоздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умениепользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства. Двигательная активность ребенкаформируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное –«от конечностей к голове». Например, новорожденный котенок, зайчонок, бельчоноки другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать.У ребенка же сначала активируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и т.д. И только к году дитя делает свои первые шаги. Сказанное вышепозволяет заметить, что все основные движения ребенка (ходьба, бег, прыжки,бросание, метание и т.д.) носят социальный характер и приходят к нему впроцессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созреваниядвигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется всоциальной практике – в процессе общения с взрослым. Иными словами, малышовладевает основными движениями, осваивая опыт человечества (А.Н. Леонтьев). Задача взрослого– создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первыхмесяцев его жизни. Организацияцеленаправленной двигательной активности ребенка как в семье, так и в детскомучреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительноименно на втором – третьем годах жизни дети в достаточной степени овладеваютосновными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующейжизни. Неслучайнофизической культуре в детских садах уделяется огромное внимание.
В первые годыжизни ребенка мячи (шары) в показах взрослого используются как развлечение,забава. Малыш настолько мал, что ещё не может удерживать их в руках и только синтересом наблюдает за действиями мамы.
На протяжениивсего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе сребенком. К концудошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимойигрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты,футбол, баскетбол, волейбол и т.п.). Он остаетсязначимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.
Немного истории
Когда и гдепоявился мяч? Точного ответа на этот вопрос нет. История не знает ни точногоместа, ни времени возникновении мяча и игр с ним. Известно лишь, что,появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования онпретерпел много изменений. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливалииз плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками.Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Оказывается,на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый,ритуальный характер. И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться какэффективное средство воспитания ручной ловкости, развития координации движениясилы и меткости. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. Внекоторых областях мячи делали из овечьей шерсти: клок шерсти сначала скатывалидо тех пор, пока он не становился плотным, после чего бросали в кипяток,вынимали, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а поупругости не уступал резиновому. Не удивительно, что для игр с мячом накопилосьза предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами итрадициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представитьсовременный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, регби, водное поло, гольфи т.д.). Теперь любой ребенок имеет возможностьвыбрать мяч для игры: из кожи, резины или пластика, желтый или красный,прыгучий или не очень, легкий или тяжелый – на любой вкус.
Педагогическая ценность игр с мячом
Дети, знакомясьсо свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание,ловля и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги,руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мячавверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку. Можно сказать, что игры с мячом –специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать иперемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Такие игры и упражнения развиваюториентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируютсилу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенноважно как для малоподвижных, так и для гиперподвижных детей. Кроме того, ониразвивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейшихорганов – легких, сердца. Мяч – первый предмет из жизниребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста. В этой связи уместно вспомнить замечательныеслова известного педагога прошлого Ф. Фребеля: «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка кдеятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своегоприменения, постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре…Мячимеет ещё особенную прелесть, такую полную жизненного значенияпривлекательность для первого детства, равно как и для следующего за нимюношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важнойигрушкой. У ребенка каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как быспециально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч.Удерживая мяч в своей руке, учась владеть им, у ребенка укрепляются мускулыпальцев, кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие иусовершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельногообращения c самим мячом, а потом и в целях правильного и надлежащегообращения с другими вещами».
Уважаемые родители! Не забывайте овозрасте ребёнка, его физических возможностях! Обращайте внимание наупражнения, которые он выполняет без нажима с вашей стороны. Будьте мягкими,добрыми, ласковыми! Пусть ребёнокдемонстрирует свои умения перед членами семьи или сверстниками: это постепенноразвивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые,более сложные движения и игры.
Инструктор пофизической культуре: Новикова А. С. 7 апреля 2022 в 17:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.